Об определении размера платы за коммунальные услуги в условиях неприменения новых нормативов потребления коммунальных услуг

Об определении размера платы за коммунальные услуги в условиях неприменения новых нормативов потребления коммунальных услуг
С 1 сентября 2012 года вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354). В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ № 354 Правила № 307 признаны утратившими силу.


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.08.12 № 857 Правила № 307 применяются только при расчете размера платы за коммунальную услугу отопления с применением нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012г, и только на территориях тех субъектов РФ, которые приняли такое решение в соответствии с пп. «б» п.1 Постановления Правительства РФ № 857. При этом Правила № 307 сохранили своё действие только в части п.15-28 Правил и п.1-4 Приложения № 2 к Правилам в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению по всем многоквартирным домам: и оборудованным ОПУ, и не оборудованным ОПУ (см. п.1 изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 857).

Следовательно при сохранении действия Правил № 307 плата за коммунальные услуги отопления определяется:

в МКД с ОПУ – ежемесячно исходя из среднемесячных показаний ОПУ за предыдущий год, а при отсутствии таких показаний – по нормативам потребления коммунальных услуг отопления и проведением 1 раз в год корректировки размера платы по формуле 10 Правил № 307, а если все помещения без ИПУ – то по формуле 8 Правил № 307 (Следовательно, в домах с ОПУ всем потребителям необходимо сделать корректировку платы за отопление на 31.12.2012 года, если иной период года не установлен договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг).
в МКД без ОПУ – ежемесячно исходя из показаний ИПУ для помещений с ИПУ и исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. По соответствующим домам не будет учитываться плата за тепловую энергию на ОДН, приходящаяся на помещения с ИПУ. При этом соответствующие финансовые последствия неучета такого объема возникают у теплоснабжающих организаций, поскольку в расчетах между УО (ТСЖ) и РСО применяется формула определения объемов тепловой энергии, отпущенной в МКД без ОПУ, установленная пп. «в» п.21 Правил № 124. Выпадающие доходы ТСО, возникающие в период применения такого порядка расчетов за тепловую энергию по Правилам № 307, подлежат учету при тарифообразовании на тепловую энергию, поскольку являются экономически обоснованными как исходящие из правового акта Правительства РФ (Правил № 124, Правил № 354) по решению субъекта РФ.

Учитывая, что при определении размера платы по всем остальным коммунальным услугам Правила № 307 не применяются, ввиду признания их утратившими силу Правительством РФ, а субъекты РФ не имеют полномочий по сохранению действия на своих территориях утратившего силу правового акта Правительства РФ, то:

с 1 сентября 2012 года размер платы за коммунальные услуги:

холодного водоснабжения
горячего водоснабжения при централизованной системе ГВС
водоотведения
электроснабжения
теплоснабжения на нужды ГВС при нецентрализованной системе ГВС
газоснабжения (при предоставлении таких услуг УО, ТСЖ)
подлежит определению в соответствии с Правилами № 354.


В случаях, если органом исполнительной власти субъекта РФ не введены в действие новые нормативы потребления коммунальных услуг, использование которых для определения платы за коммунальные услуги предусмотрено Правилами № 354 (отдельно нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и отдельно нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН), то в период до начала действия новых нормативов потребления коммунальных услуг (до 1.01.2013 или до 1.07.2013 или до иного срока, установленного субъектом РФ) при определении платы за коммунальные услуги в помещениях без индивидуальных приборов учета подлежат использованию действующие нормативы потребления коммунальных услуг.

В МКД с ОПУ всем потребителям (и в помещениях с ИПУ и в помещениях без ИПУ) подлежит начислению плата за коммунальные услуги на ОДН в соответствии с п.44, 45, 46, 47 Правил № 354 (аналогичный порядок распределения разницы от показаний ОПУ и начислениями по ИПУ и нормативам применялся ранее и в соответствии с Правилами № 307), пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.

В МКД без ОПУ плата за ОДН потребителям не начисляется, ввиду отсутствия нормативов на ОДН. В таких МКД общий объем коммунальных ресурсов, отпущенных РСО в МКД определяется суммированием объемов коммунальных услуг, определенных по показаниям ИПУ в помещениях с ИПУ и по старым нормативам потребления коммунальных услуг в помещениях без ИПУ. То есть в расчетах с РСО подлежит применению формула определения объемов коммунальных ресурсов, указанная в пп. «в» п.21 Правил № 124 без учета в ней объемов на ОДН для потребителей с ИПУ ввиду отсутствия соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН.


При проведении таких расчетов:

для УО и ТСЖ – не возникает никаких финансовых последствий, поскольку не возникает разницы в объемах отпущенных на вводе в дом коммунальных ресурсов и объемах предоставленных потребителям коммунальных услуг.
для РСО – при возникновении выпадающих доходов и наличии возможности обоснованно доказать их размер, РСО вправе обратиться в субъект РФ в целях учета таких выпадающих доходов при формировании тарифов на следующий регулируемый период или обратиться в суд за защитой своих экономических интересов в целях возмещения субъектом РФ выпадающих доходов РСО, вызванных решением субъекта РФ об установлении новых нормативов потребления коммунальных услуг не с 1.09.2012 года – срока, с которого РСО могла бы получать доход в виде оплаты объемов отпущенных ею коммунальных ресурсов на ОДН МКД.

Все Статьи